17.12.2019
Порталу «Госуслуги» – 10 лет

В 2009 году портал госуслуг (ЕПГУ) увидели первые пользователи. 15 декабря 2009 года, в день официального открытия, на портале была размещена информация о 110 услугах федерального и более 200 – регионального и муниципального уровней. Дома на своих компьютерах граждане могли открыть сайт и узнать, какие документы нужны им для замены паспорта или как работает ближайшее отделение.

Прошло 10 лет, и теперь «Госуслуги» – это помощник в общении с государством. Ежедневно миллионы людей заходят на сайт или пользуются приложением, 

чтобы оплатить автомобильный штраф, записаться к врачу, получить справку. Сегодня на портале доступно больше 29 тысяч электронных сервисов. 

Каким был портал госуслуг раньше

Многие сервисы со временем существенно изменились: другие логотипы, оформление, шрифты, содержательное наполнение. «Госуслуги» прошли путь от обычного сайта, или даже терминала в коридорах ведомств, до полноценного сервиса с узнаваемым внешним видом, как на компьютере, так и на телефоне. 

— В случае с «Госуслугами» изменения происходят не только внешне. За тем, что вы видите каждый день, стоят сложные процессы, направленные на упрощение взаимодействия пользователей с государством, и работа многих людей: от разработчиков, до сотрудников различных ведомств, – рассказал министр связи и информационных технологий Архангельской области Николай Родичев. – Со временем менялся дизайн, появлялись новые версии логотипов, становились удобнее формы для заявлений, а сайт работал всё быстрее. Но суть оставалась одна: облегчить людям взаимодействие с государством, улучшить качество их жизни. Постепенно из сайта по предоставлению обычной справки по услугам портал превратился в современную цифровую площадку для суперсервисов – нового вида электронных госуслуг, внедрение которых осуществляется в рамках национального проекта «Цифровая экономика РФ». 

Развитие госуслуг: от одного пользователя до 100 миллионов

С июля 2010 года по настоящее время на портале госуслуг зарегистрировалось более 100 миллионов граждан России. 

При этом люди не просто регистрируются и забывают, портал госуслуг действительно приносит пользу. Об этом говорят цифры: за 10 лет граждане отправили больше 600 млн электронных заявлений, провели через портал госуслуг почти 142 миллиона платежей на общую сумму свыше 150 миллиардов рублей. При этом показатели 2019 года уже превысили итоговые результаты прошлых лет – по данным на начало декабря, зафиксировано более 56 миллионов транзакций на общую сумму свыше 58 миллиардов рублей.

Напомним, что пользователи портала госуслуг могут оплачивать госпошлины (с понижающим коэффициентом 0,7), автоштрафы (со скидкой 50%), судебные задолженности, коммунальные услуги и прочие начисления по квитанциям. Оплата доступна с помощью банковской карты, электронных денег, счета мобильного телефона, а также сервисов Apple Pay и Google Pay. В декабре 2017 года была реализована возможность оплаты нескольких начислений одной операцией – мультиоплата.

Какие услуги наиболее востребованы

Госуслуги помогают разным людям: работающим, пенсионерам, предпринимателям, автомобилистам, семьям с детьми, школьникам и студентам. По данным на декабрь 2019 года, в пятерку самых популярных услуг по количеству запросов входят: запись на прием к врачу (около 60 миллионов), получение информации о пенсионных накоплениях (свыше 24 миллионов), регистрация автотранспортных средств (девять миллионов), запись в детский сад (более семи миллионов), подача заявления на сдачу экзамена и получения водительского удостоверения (шесть миллионов). 

Также пользователи часто оформляют на портале российские и заграничные паспорта (1,2 миллиона и пять миллионов соответственно), регистрацию по месту пребывания и по месту жительства (три миллиона), запрашивают разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (1,4 миллиона).

Перспективы развития портала

Главным трендом 2019 года стала цифровая трансформация госуслуг – создание суперсервисов. Согласно концепции, услуги будут сгруппированы по жизненным ситуациям, и граждане смогут получать их комплексно в автоматическом режиме. Пользователи портала могут принять активное участие в их развитии и тестировании — на странице сайта «Суперсервисы» уже доступно 15 прототипов суперсервисов.

Напомним, что государственным заказчиком и владельцем портала госуслуг является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Министерство связи и информационных технологий Архангельской области