Несколько лет назад об услугах, предоставляемых по принципу «одного окна», когда в одном месте с помощью универсального специалиста физические и юридические лица могут обратиться в различные органы государственной и муниципальной власти, было мало кому известно. Спустя пару лет система «одного окна» стала привычной для большинства жителей Архангельской области.
В связи с 5-летним юбилеем отделения многофункционального центра в городе Котласе, сегодня гражданам он более известен под общероссийским брендом «Мои документы», предлагаем Вашему вниманию интервью с начальником отделения Ольгой Думиной.
Ольга Михайловна, в последние годы многофункциональные центры стали устойчиво ассоциироваться с качеством и современными технологиями, удобством и комфортом при получении государственных муниципальных услуг. Давайте напомним как все начиналось.
Отделение является самым большим из открытых на юге Архангельской области: в отделении функционирует 12 окон приема – выдачи документов.
Открытию предшествовала большая организационная работа. Администрация МО «Котлас» предоставила помещение, которое было реконструировано в целях соответствия Правилам организации деятельности многофункциональных центров. Реализованы сложные технические решения, в том числе по защите персональной информации и внедрению электронной системы управления очередью. В настоящее время отделение соответствует всем современным требованиям к МФЦ.
Большая работа была проведена в части подбора кадрового состава и обучения сотрудников. Открытие отделения позволило создать в 2014 году 16 рабочих мест. На сегодняшний день штатная численность сотрудников отделения, связанных непосредственно работой с посетителями центра, 22 человека. Около половины сотрудников коллектива трудятся в учреждении с первого дня, остальные сотрудники пришли работать позже, но успешно перенимают опыт у своих «старших» по стажу коллег.
За плечами сложный и ответственный период становления, приобретения опыта и укрепления статуса ответственности. Какие результаты достигнуты?
С каждым годом объем работы для сотрудников МФЦ только увеличивается. В 2015 году было оказано 18 тыс. услуг, в 2016 году – почти 24 тыс., в 2017 и 2018 принято по 40 тыс. заявлений, а за 11 месяцев текущего года – почти 40 тыс.
Все это время сотрудники центра старались сделать получение документов быстрым, комфортным и понятным.
В 2014 году на базе отделения предоставлялось около 70 государственных и муниципальных услуг. Перечень услуг постоянно расширяется и на сегодняшний день составляет порядка 160 наименований. Записаться в очередь на место в детском саду, получить услуги социальной поддержки населения, заменить водительское удостоверение или паспорт, зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости – все это жители Котласа и Котласского района могут сделать, обратившись всего лишь один раз к специалисту центра.
Давайте напомним о преимуществах офисов «Мои документы».
В современно оформленном помещении многофункционального центра созданы комфортные условия для максимального удобства посетителей: просторные залы общей площадью более ста квадратных метров, стильная и понятная навигация, информационные стенды с актуальной информацией, уютные места для ожидания, удобный режим работы, доступная среда для людей с ограниченными возможностями, детский уголок, доступ к порталу государственных и муниципальных услуг и ряд иных условий, способствующих комфортному получению услуг.
Одним из главных достоинств центра являются доброжелательные сотрудники отделения, готовые помочь каждому обратившемуся посетителю. Следует особо отметить универсальность специалистов отделения, каждый из которых способен провести консультирование и прием документов по всему спектру государственных и муниципальных услуг. Даже в формате приема одного клиента сотруднику необходимо достаточно быстро переключаться с одного направления на другое. К примеру, принять от заявителя документы в сфере миграционного учета и одновременно проконсультировать по назначению социальных пособий и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Совместно с органами власти, с которыми многофункциональным центром заключены соглашения о взаимодействии, для специалистов МФЦ проводятся обучающие занятия с целью повышения их квалификации и в целом степени качества предоставления услуг.
В июне этого года был открыт дополнительный офис МФЦ на два окна приема-выдачи документов в поселке Вычегодский. Что стало определяющим при принятии такого решения?
На начальном этапе прием посетителей в поселке Вычегодский осуществлялся один раз в неделю в течение двух часов, затем мы увеличили время работы до трех часов, а прием посетителей вели двое сотрудников отделения. Возрастающий поток посетителей способствовал принятию решения об увеличении количества выездных дней в неделю до двух.
Востребованность в предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» специалистами МФЦ среди жителей поселка возрастала с каждым годом. В связи с этим было принято решение о смене формы работы с выездной на стационарную. Теперь жители поселка Вычегодский получают услуги, не выезжая из населенного пункта, в ежедневном режиме.
Мы благодарим администрации муниципального образования «Котлас» и Вычегодского административного округа за оказанное содействие в вопросах открытия дополнительного офиса.
Какие мероприятия, направленные на удобство получения и упрощение процедуры получения государственных услуг и, следовательно, экономию время граждан, были реализованы в отделении?
Одной из последних новелл законодательства стала возможность предоставления многофункциональными центрами несколько услуг по одному заявлению. При оформлении такого запроса граждане указывают услуги, которые хотят получить, и заполняют обязательные поля комплексного запроса, а МФЦ самостоятельно направляет подписанные уполномоченным работником заявления и необходимую информацию в соответствующие ведомства.
Получение услуг посредством комплексного запроса сокращает время приема документов, поскольку отсутствует потребность в заполнении заявителем нескольких бланков заявлений. Кроме того, на каждом этапе рассмотрения такого запроса сотрудники МФЦ информируют заявителя о готовности документов по телефону или электронной почте.
Практика работы показала, что такая форма предоставления услуг востребована у населения. Граждане доверяют сотрудникам МФЦ представлять свои интересы при получении государственных услуг. С января текущего года отделением принято 50 комплексных запросов.
С февраля этого года отделение организует предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации. Ее предоставление осуществляется сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации еженедельно по четвергам по предварительной записи.
Сегодня коллективу отделения есть чем гордиться – за спиной победа в областном конкурсе «Лучший МФЦ», а что для сотрудников отделения значит победа в этом конкурсе?
Действительно, в 2018 году отделение было признано победителем конкурса в номинации «Лучший МФЦ» в I категории (с количеством действующих окон обслуживания 6 и более), а также лауреатом в номинации «Лучший проект МФЦ».
Победитель регионального конкурса в номинации «Лучший универсальный специалист МФЦ» – эксперт отделения Снежанна Талых представляла Архангельскую область на Всероссийском конкурсе «Лучший многофункциональный центр России».
Победа, с одной стороны, это результат деятельности и накопленный опыт отделения в деле предоставления услуг, а с другой, большая ответственность. Столь высокая планка накладывает на отделение обязанность в дальнейшем соответствовать ей, а также придает новый импульс в развитии.
Коллектив МФЦ молодой, энергичный, работоспособный. Мы стремимся не снижать высокий темп, взятый со дня открытия МФЦ, прилагая все усилия для более качественного, профессионального и комфортного обслуживания жителей города и района.
Наш собкорр ГАУ АО «МФЦ»
10 декабря 2019 года